Ильин Николай Дмитриевич родился в городе Златоусте Челябинской области России. Семья переехала в Ташкент, где он окончил среднюю школу и филологический факультет Ташкентского Государственного университета (ныне Национальный университет Узбекистана имени Мирзо Улугбека). Профессиональный филолог, преподаватель и методист, Ильин Н.Д. более двадцати лет преподавал русскую литературу в Ташкентском Республиканском педагогическом институте русского языка и литературы и Узбекском Государственном Университете мировых языков. Кандидат педагогических наук, доцент, автор более 70 научных публикаций по истории и теории литературы и методике преподавания. Работал зам. главного редактора журнала «Звезда Востока», редактором научно-методического журнала «Преподавание языка и литературы», а с 2018 является членом Союза Писателей Узбекистана, старшим сотрудником отдела по работе с творческими объединениями.

Николай Ильин автор девяти поэтических сборников: «Первая тетрадь» (2004 г.), «По клавишам души» (2005 г.) и «На кочевьях времен» (2006), «Обетованная память» (2008 г.), «По стопам листопада» (2010), «Листва и корни» (2015), «Если окно открыто…» (2017), «Архивариус осени» (2020), «Страна бутонных куполов» (2020). Стихотворения Н. Ильина публиковались в ташкентских журналах «Звезда Востока», «Восток Свыше», альманахах «Под знакомы осени» (Ташкент), «Малый шелковый путь» (Ташкент), «Признание» (Ташкент), «Кронос» (Латвия), «Книголюб» (Казахстан), «Эдита» (Германия), «Ватанучуняшайлик» (Ташкент), «И помнит мир спасенный…» (Москва) др.

Поэт активно занимается переводческой деятельностью, им переведены на русский язык и опубликованы стихотворения Алишера Навои, Бабура, Пахлавана Махмуда, Абдуллы Арипова, Эркина Вахидова, Сирожиддина Саййида, Чулпана, Миртемира, Гузаль-Бегим, Хосият Рустамовой и др. Публикации сопровождались литературоведческими статьями о переведенных авторах и их произведениях.

Литературно-критическая и переводческая деятельность поэта отмечена званием лауреата и премией литературного конкурса 2011 года «Ватанучуняшайлик», званием лауреата международного конкурса «Страницы античности» (Москва, 2016).

Николай Ильин член жюри международного литературного конкурса

«Сорок пятый калибр» (Россия), а также жюри международных фестивалей авторской песни и поэзии «Чимганское эхо» и «Осенний аккорд», член общественного совета журнала «Звезда Востока». Поэт постоянно выступает перед публикой в различных учреждениях г. Ташкента, а также за его пределами в составе поэтической группы «Литера».

 

ПОЭЗИЯ
 
* * *

Красота спасет мир.
Ф.М.Достоевский

Когда мои слабели силы
И подступала пустота,
И мысли немощные стыли,
Меня спасала Красота:

Волны прозрачное скольженье,
Полет листвы и шум лесов,
Упругих струн соединенье,
Согласье звуков, красок, слов.

И, снова возвращаясь к жизни,
К труду и света полноте,
Я воздавал за силы те
Не только лишь друзьям и ближним,
Но и целебной красоте.

И, от беды меня спасая,
От лжи, бессмыслицы и зла,
Она являлась, как святая…

Спасет ли мир она? – не знаю,
Но жизнь мою она спасла.

* * *

Чтоб время разгадать, забудьте память лет:
Воспоминанье – искаженный след.

Хотите видеть явь – забудьте о мечтах,
Мечты – туман, рассеянный в словах.

Хотите знать любовь – не стройте идеал,
Который в мысль живое заковал.

Сама собой судьба произойдет,
И каждый миг наш в вечность перейдет.

Узреть что есть, открыть его, познать
И можно жизнь с судьбою сопрягать.

Не ждать грядущего, не грезить о былом,
Но осознать сейчас и проясниться в нем.

Тогда воспоминанья и мечты
Не тронут явь любви и красоты.

* * *

Зачем мы делаем пустое,
И время жизни тратим зря -
И ни хорошее, ни злое
Не метит дней календаря?

Пер Гюнт лопочет бестолково
И суетливо мечет взгляд,
Но для него уж все готово:
Коптит расплавленное олово,
А старый пуговичник снова
Кого-то ждет – переплавлять!

* * *

В садах моих буйствует осень,
Листву мою ветер уносит,
Кустарник прогнулся во сне,
Туманная серость в окне,
Но светлая ясность во мне.

Свершилось прозрения чудо:
Я есть непрестанно и буду
Стоящим в открытом окне
Пред миром
в его глубине
С его отраженьем во мне.

И сложное стало простое,
А смертное - вечно живое,
Где нет пробужденья и сна,
Где явь беспредельно ясна,
Где нет ни стены, ни окна, -
И Осень целует Весна!

Марте К.

Кто обнаружит пребывание
Всех нас
в глуши веков и дат?
Кто разгадает в нас призвание
И нам на карте даст название
Среди столбцов координат?

Я неизвестным полуостровом
Звучащего материка,
Сужаясь в перешейке строфовом,
Сжимаю фразы, как апострофом,
Чтоб емкой сделалась строка.

Я погружаюсь, как в открытие,
В невыразимость вещих снов
Простым орудием наития
Перед нашествием веков.

Я жду смычка прикосновения,
Как вдохновенья ждет поэт,
Когда отвергнется сомнение,
Что он звучащий инструмент.

Мое ночное ожидание
Успокоенья не дает:
Во мне рыдает умирание
И обновление поет.

И за дневными разговорами
Дана мне цели благодать –
Души отверзнутыми порами
Всевышний замысел искать.

* * *

Виолончель играет ночь,
Душистый сумрак холодеет.
Немолчный маятник, пророчь
Начало полуночных бдений.

В густой туман уходит сад,
Где свет от ясности отрекся,
Смычек смутился и осекся,
Ступив на пауз чутких ряд…

Молчанье ночи превозмочь
Мечтают пальцы чародея.
Виолончель играет ночь,
Прозрачный сумрак холодеет.

* * *

Не верьте солнечной весне:
Она поманит и обманет;
И вам еще досадней станет,
Что вы забылись в теплом сне.

Но верьте осени. Она
Теплом обманывать не станет,
И солнце лишь затем проглянет,
Чтоб зримей стала желтизна.

SENECAE

Власть золота, увы, границ не знает,
Хотя надежней делу служит медь;
Я ничего сверх меры не желаю,
А не желать – есть то же, что иметь.

Зачем черпать богатства жадной чашей,
Когда лишь чуть дано вкусить устам;
И где вас нет, там все равно не ваше,
Хотя б оно принадлежало вам.

Избыток вин подчас причина рвоты,
Хранящий меру весел и здоров.
Необходимость требует заботы,
Излишество – мучений и трудов.

Мы льнем к удаче с тайным чувством страха,
Что случай минет, нас не одарив,
И ждем куска, как глупая собака,
Уставив взгляд и уши навострив.

Жизнь по себе – ни доброе, ни злое,
Она – сосуд, вместилище всего;
Вино от чаш не станет золотое,
И в глине не утратит естество.

СОН?

Мне снился сон про некий город,
Ужасный сон:
Я к башням, словно приговором,
Был принесен.

Вокруг меня творилась смута
И суета:
Многоязыкая как будто,
Но немота.

Все языки перебирал я,
Какие знал,
Мне люди что-то объясняли -
Не понимал!

Еще страшнее оказалось
Вдруг осознать,
Что людям также не давалось
Меня понять.

Я теребил себя за ворот:
Ужели сон?-
Я понимал, что этот город
Был Вавилон.

Огромный, вечный, неизменный
Пример векам.
Он вправду есть, иль стал легендой?
Он снится вам?

* * *

Горное озеро спит в тишине,
Горнюю подлинность видя во сне.

В озере горном волнения спят -
Скалы безмолвие влаги хранят.

Парусом белым на синем стекле
Снежной вершины колеблется след.

Легкая тень пронеслась над водой,
Смутное облако, в небе не стой! –

Влажное зеркало хочет опять
Синюю вечность в себе отражать.

Ветер задумал встревожить волну,
Но не посмел возмутить глубину.

Озера ветру смутить не дано:
Замысел вечности видит оно.

* * *

Как в дальнем детстве, снова входишь ты
В старинный парк с шумящею листвою,
И наполняются осенней красотою
Поблекнувшие глаз твоих цветы.

Я осенью, как детством, зачарован,
Печаль и красота меня сильней,
Я сам не свой – меня целует осень,
И я смущенно улыбаюсь ей.

* * *

Если вам нужно круглое,
Наверно, оно будет кругом.
Расставьте у циркуля ножки
И сделайте пируэт.

Но если вам нужно, чтоб круглое
Было еще и вкусным,
То это, конечно, яблоко. -
Добавьте цвет!

ГОМЕР

Я разбужу гекзаметр моря,
Встревожу ветром гребни вод,
И поведу врагам на горе
К манящей, как Елена, Трое
Оживший в слове древний флот.

Реконструирован поэтом,
Отреставрирован стихом,
Музеем под открытым небом
Я вам представлю Илион.

Я покажу вам исполинов,
Вождей, героев и богов,
В час исторических отливов
Они вернут прилива зов.

Мой дар - героев славословить,
Держа плечо поводыря,
И к новым подвигам готовить
Мужчину, воина, царя.

Шепча устами песнопенья,
Виденье чувствуя сильней,
Я Трои радуюсь крушенью
И тут же слезы лью по ней.

Постигнут римляне и греки,
И кто наследует им впредь,
Как много силы в человеке
И что способен он терпеть.

И славен тот, кто одолеет
Под взглядом пристальных времен
Усильем воли - Илион,
Долготерпеньем - одиссею.

Ценней наследственных реликвий,
Переходя из рода в род,
Древней писаний и религий
Мое сказание живет.

Предстать забвенью антиподом,
Соизмерителем эпох,
Судьбы античным хронотопом
Судил моим твореньям бог;

И «Илиаде» с «Одиссеей»
Являть вселенские часы:
Реторты мира и судьбы,
Песок сочащихся столетий...

А я старик, слепой и юный,
Не видя, но вдыхая явь,
Вожу рукой по гулким струнам,
Я слышу звуки - Муза, правь!

И Муза, гордая богиня,
Покинув олимпийский пир,
Девчонкой босоногой ныне
Слепому старцу - поводырь.

Средь шлемов, панцирей и луков,
Среди палаток и триер
Брожу, прислушиваясь к звукам,
Лазутчик времени - Гомер.

Я заплатил потерей света
За осознанье бытия
И невозможностью ответа:
Был или даже не был я?..

Я в простоте своей дознался,
Как слов устроить красоту,
Но я и наг, и слеп остался,
Как остов Трои на ветру.

Насытясь полновесным звуком,
Богов исполнивши завет,
Влекомый поколений кругом,
Я выхожу на берег лет.

И мне бродить закатом алым
На всесмывающем песке,
Чтоб слов ответить океаном
Звучанью моря вдалеке.
- - - - - -
В начале мира было слово,
Оно звучит истоком вер,
Но в слове мир родился новый,
Не ты ль открыл его, Гомер?