31 июля 2020 года на 72 году жизни скончался председатель Совета по русской литературе Союза Писателей Узбекистана Владимир Германович Васильев. Владимир Германович Васильев, известен также как «Василид-2» — русский поэт, публицист, литературный критик и писатель-фантаст из Узбекистана. Первые свои стихотворения Владимир Васильев начал писать еще в 60-х. В 1966 году в газете «Комсомолец Узбекистана» состоялась и первая официальная публикация. С 1976 года Васильев участник семинара молодых писателей при СП Узбекистана, его стихи и проза регулярно появляются на страницах самиздатовского журнала «Карасс», при котором сложился неформальный «литературный салон» молодых писателей Узбекистана. С 1977 года у Васильева регулярные публикации стихов в альманахе «Молодость» (Ташкент). В 1983 году был подготовлен к печати первый авторский поэтический сборник «Полет стрелы», но после андроповского «Идеологического пленума» готовый тираж пущен «под нож». В урезанном виде сборник увидел свет лишь в следующем 1984 году. В 1989 году вышел поэтический «сборник в сборнике» «Слова любви» в коллективной книге «Встреча» (Ташкент). Но стихи это особенное состояние души. И чтобы понять душу поэта надо его услышать. Вот, что сказал автор.
Но Владимир Васильев не только поэт! Он талантливый прозаик и, что нынче очень редко, высокопрофессиональный литературный критик. В конце восьмидесятых выходят его критико-публицистические статьи. Публикуются и статьи по произведениям фантастики: «Под маской идеала» (1988); «Письмо к милорду» (1989), «Между ложью и правдой» (1990), а критико-публицистическая фантазия «В поисках милосердия, или за сорок лет до...» (1988), написанная на тему романа А. и Б. Стругацких «Отягощенные злом, или сорок лет спустя», удостоена премии «Интерпресскон-91» как лучшее критико-публицистическое произведение, опубликованное в фэнзинах СССР за период 1988-1990 годов. Васильев, как инженер человеческих душ, немного философ и историк. Впрочем, вот, что он сам рассказывает о роли Литературы и в частности Фантастической Литературы, в жизни и судьбах человечества:
Да, фантастические произведения имеют фольклорные мифологические корни. Но без таких корней литература нежизнеспособна. Но она же и мифотворна! Она дарует устному, расплывающемуся в народной памяти мифу вечную жизнь. И реальную жизненную силу, способную «овладеть массами». Священными писаниями они стали именно благодаря этой жизненной силе искусства. Пусть богом вдохновленные или божьим духом проникнутые – ничего против не имею, ибо для меня «Я помню чудное мгновенье», «С любимыми не расставайтесь», «Жди меня, и я вернусь» – тоже божьим духом освященные тексты. Боговдохновленность произведения определяется не церковным собором, уже много веков не способным общего языка найти, а трепетом духовным, от этого произведения возникающим.
В 1988 году Владимир Васильев принял участие в Ташкентском семинаре молодых писателей-фантастов ВТО МПФ при ИПО «Молодая гвардия». В сборниках ВТО МПФ в 1988 году увидели свет и первые фантастические публикации Васильева — рассказы «Оглянись, Эрик!», «Дверь» и «Игрушки». В 1990 году на страницах журнала «Звезда Востока» появился первый «роман-утопия» Васильева «Наука как наука», своего рода «производственный фантастический роман о науке», который сразу обратил на себя внимание критиков и любителей фантастики своей нетривиальностью. «От всех этих произведений выгодно отличается роман ташкентца Владимира Васильева «Наука как наука» («Звезда Востока», № 3-4), - отмечал Р.Арбитман (видный российский критик и автор фантастики и детективов). В противовес всем хулителям В.Васильев поднимает свою Науку на неслыханную высоту и... теряет чувство меры. У Стругацких деятельность лаборатории по выработке «счастья человеческого» наполнена авторской иронией и необидной насмешкой, инженеры Владимира Савченко — сами немножко играют друг с другом в КВН. Васильев же величав и серьезен; для него научный институт — это храм, моделирование счастья — ответственный государственный заказ. Но ничего в этом плохого нет. Наоборот, произведение не рядовое! Для нашего поколения. Да у каждого поколения свои мифы, свои идеалы, и, где-то, своя жизнь. И всегда старшее поколение недовольно, что их потомки хоть и похожи на родителей, но вместе с тем они другие? Но что такого особенного в прозе Васильева? Говорит сам автор:
Давно известно, что зверь бежит на ловца, знающего, где добычу поджидать надо, а всходят зерна, упавшие на подготовленную почву. Так и я «услышал» мысль Николая Бердяева из «Смысла истории» о том, что «в действительности каждое поколение имеет цель в самом себе, несет оправдание и смысл в своей собственной жизни, в творимых им ценностях и собственных духовных подъемах, приближающих его к Божественной жизни, а не в том, что оно является средством и орудием для поколений последующих... Мы должны строить свою перспективу жизни не на перспективе оторванного будущего, а на перспективе целостной вечности...». И еще один аспект «жизни в вечности», касающийся литературы. Чтобы ощущать себя существом вечным, необходимо воспринимать прошлое и будущее человечества, его свершившуюся и вероятную историю, как свое собственное. А собственным, оное можно ощутить, лишь прочувствовав его. Вжиться в будущее помогает футуристическая фантастика, его моделирующая с большей или меньшей степенью эмоциональной и интеллектуальной убедительности. Одно время фантастика и воспринималась преимущественно как литература о будущем. И получается, что фантастическая литература осознанно или неосознанно пытается дать читателю чувство личной вечности. Благородная задача. А что человечество? Оно – и Океан, которому ничего не стоит приливной или штормовой волной смыть сложнейшую систему потоков, то есть Вечных Человеков, продемонстрировав, что вечность не есть бессмертие. Оно – и всемирная сеть потоков жизни, питающая Океан. И Океана не будет без питающих его потоков...
С распадом СССР сходит «на нет» и возможность публикаций. Так, не дошла до читателя книга публицистики «Диалог с Зеркалом», стоявшая в плане издательства «Узбекистан», не увидел свет «антифантастический» рассказ с сильным публицистическим зарядом «И никаких фантазий», не вышел книжный вариант романа «Наука как наука», стоявший в плане изд. им. Гафура Гуляма, не вышла книга фантастики «И была Надежда», стоявшая в плане ИПК «Шарк». Публикации становятся эпизодическими: опубликованы фрагменты фантастического романа «И тьма не объяла ЕГО» (1993-1994), повесть-«фантазия на тему» «Богу богово» (1998), венок сонетов «Река» (1998), часть романа «Микрошечка» (2004), повесть «Дальше в лес...» (2009), роман «Гостиница» (2011). В альманахе Б. Стругацкого «Полдень ХХI век» публикуется рассказ «Душа обремененная» и философские эссе «О Человеке Вечном» и «Реквием по читателю». В 2008 году опубликован роман-эпопея «Хлопотуша», в 2011-ом — роман-миф «Гостиница», в 2015-ом — роман-трагифарсмогория «А-а-ап-чхи! или Бу-здр!», а в 2015-ом — триптих былин-мифов «Василидовы сказы». В полемике с Вячеславом Рыбаковым написаны критико-публицистические статьи «Письмо из Шамбалы» и «Письмо светоносному князю...», с Александром Громовым – статья «Почему вымерли динозавры», с Я.Веровым и И.Минаковым – «Операция «Антивирус», а с Ю.Н. Афанасьевым – публицистическая статья «Что почем?». Публикаций, кажется, много, но мизерными тиражами. Так сказать, для особого круга немногочисленных гурманов хорошей литературы. Сложно жить писателю... И что теперь? Не писать стихи, не выплескивать эмоции на бумагу в романах и поэмах? "Пока дышу – надеюсь", это не девиз Васильева, его девиз "Пока дышу – пишу". Не зря он выбрал себе псевдоним – Василид 2. В память о первом Василиде, христианском философе, который жил в Александрии, в первой половине второго века, во времена Адриана и Антонина Пия. Тот сочинял гимны и даже опубликовал свое издание Евангелия. Душа является, по его представлению, хотя и бессмертной, но всего лишь оболочкой, в которой обитает дух, неизреченное семя высшей природы. Истинное я – это только дух, душа же навеки обречена, жить в этом мире. Она не может покинуть его. Высшие сферы для нее столь же смертельны, как воздух для рыбы. Вот и Васильевская "Душа Обременненая" не сможет его покинуть. И потому его стихи и проза должны жить всегда. [скачать - 1920x1080-zip-299Mb-mp4]
Список основных публикаций:
ПОДБОРКИ СТИХОТВОРЕНИЙ. Альманах "Молодость", №1,1977; №6,1979, №8,1981; №10,1982; №12,1983; №16, 1985, №19, 1987; №22,1988, изд. "Ёш гвардия", Ташкент
"ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ДОЖДЬ", "РАСКАЯНЬЕ".
Лит. пародии. Альманах "Молодость", №3, 1979
ПОДБОРКИ СТИХОТВОРЕНИЙ.
Журнал "Корреспондент", №12, 1987, №2, 3, 6, 1988, №1, 1989 изд. газеты "Совет Узбекистони" и Союза Журналистов Узбекистана.
"ПОЛЕТ СТРЕЛЫ".
Сборник стихотворений, изд. "Ёш гвардия", Ташкент, 1984
"СЛОВА ЛЮБВИ".
Подборка в коллективном сб. "Встреча", изд. "Ёш гвардия", Ташкент, 1989
"ДЕТСКИЕ ШАЛОСТИ" Триптих. Фант. рассказы. Альманах "Молодость", №24,1989
"ОГЛЯНИСЬ, ЭРИК!" Н.-ф. рассказ в кн. "Легенда о серебряном человеке", 1989 г., изд. "Молодая гвардия", Москва
"ИГРУШКИ". Фант. рассказ в кн. "Магический треугольник", 1989 г., изд. "Молодая гвардия", Москва
"НИ ШАГА ВНИЗ" в кн. "Листья времени". Лит. критика, 1989 г., изд. "Молодая гвардия", Москва
"ПОД МАСКОЙ ИДЕАЛА". Лит. критика. Журнал "Звезда Востока", №10, 1988 г., изд. им. Г.Гуляма, Ташкент
"ПИСЬМО К МИЛОРДУ". Лит. критика. Журнал "Нева", №11, 1989 г., изд. Художественная литература, Ленинград.
"ДИАЛОГ С ЗЕРКАЛОМ". Публицистика. Журнал "Экономика и жизнь", №8, 1988, госплановый комитет УзССР
"ДИАЛОГ С ЗЕРКАЛОМ" в кн. "Зона молчания". Публицистика. 1989 г., изд. им. Г.Гуляма, Ташкент
"ОБЪЯСНЕНИЕ В ЛЮБВИ". Публицистика. Журнал "Звезда Востока" №6, 1989г., изд. им. Г.Гуляма, Ташкент
"НАУКА КАК НАУКА". Роман. Журнал "Звезда Востока" №3,4, 1990г., изд. им. Г.Гуляма, Ташкент
"КАКИМ СУДОМ СУДИТЕ...". Лит. критика. Журнал "Звезда Востока", №6, 1990г., изд. им. Г.Гуляма, Ташкент
"МЕЖДУ ЛОЖЬЮ И ПРАВДОЙ". Лит. критика. Журнал "Звезда Востока", №12,1990г., изд. им. Г.Гуляма, Ташкент
"ВОЙТИ И ВЫЙТИ". Лит. критика. Журнал "Знамя", №11, 1990, изд. "Правда", Москва
"ДИАЛОГ С ЗЕРКАЛОМ О ГРАДЕ ВОЖДЕЛЕННОМ". Фантазия на тему. Журнал "Звезда Востока", №1, 1992 г., изд. им. Г.Гуляма, Ташкент
"ОГЛЯНИСЬ, ЭРИК!". Н.-ф. рассказ в кн. "Операция "Биомен" изд. им. Г.Гуляма, Ташкент
"В ПОТЕ ЛИЦА ТВОЕГО". Публицистика. Журнал "Человек и политика", №5, 1991 г., изд. ЦК КП Уз, Ташкент
"ЧТО ТАКОЕ ХОРОШО?.." Заметки об этике современности. Публицистика. Журнал "Народ и демократия", №7-8, 1992 г., Ташкент, ИПК "Шарк"
"И ТЬМА НЕ ОБЪЯЛА ЕГО.." Роман-фантазия (главы из романа). Журнал "Звезда Востока", №8, 1993г., №11-12, 1994 г., изд. им. Г.Гуляма, Ташкент
"БОГУ БОГОВО". Фантаст. повесть."Время учеников 2", изд. АСТ, 1998г.
"РЕКА". Венок сонетов. Журнал "Звезда Востока", № 8, 1998 г.
"МИКРОШЕЧКА". Фантаст. роман. 1-я часть. Журнал "Звезда Востока", №2, 2004г., изд. им. Г.Гуляма, Ташкент
"СНЕГ", "НАСТРОЙ БОДРОСТИ", поэзия «Магическая механика», Рига, «Снежный ком», 2008 г.
"ДУША ОБРЕМЕНЕННАЯ...". Рассказ. Фантастика. «Полдень XXI век», апрель 2008, СПб.: Издательство «Вокруг света»
"ДАЛЬШЕ В ЛЕС". Повесть. Фантастика. "Время учеников ХХI», «Важнейшее из искусств», Антология. – СПб.: Издательский дом «Азбука-классика», 2009 г.
"ЗВЕРИНОЕ". Поэзия. «Эра эроса», СПб.: Реноме, 2009 г.
"КОГДА ДУША, КАК РАНЕНАЯ ПТИЦА", "ВСЕ ПРЯДЕТ ЗИМА ПРЯЖУ СНЕЖНУЮ".
Поэзия. Совместное издание издательств "Аураинфо" и "Северо-Запад", Санкт-Петербург" - антология поэзии "Мистическая механика"
"О ЧЕЛОВЕКЕ ВЕЧНОМ". Лит. критика. «Полдень XXI век», март 2011, СПб.: Издательство «Вокруг света».
-----------------------------------------------------
ПОЭЗИЯ
СВЯТАЯ ВЫСОТА. Поэма венков сонетов
ПРОЗА
книга первая ("И тьма не объяла Его…" Роман)
ДУША ОСВОБОЖДЕННАЯ...
КРИТИКА
ПОЧЕМУ ВЫМЕРЛИ ДИНOЗАВРЫ?
ПУБЛИЦИСТИКА
|