КАЧАЕВ Виталий Сергеевич - поэт, переводчик.
Родился в 1923 году в Сибири, в селе Подсосное Красноярского края. В юности – подпасок, лесоруб, плотник. Затем – студент педагогического института. Со студенческой скамьи, добровольцем, ушел на фронт Второй мировой войны. Воевал на Украине, в Польше, Германии, Чехословакии. Кавалер четырех боевых наград.
Высшее образование получил на факультете журналистики Ташкентского государственного университете (ныне – Национальный университет имени Мирзо Улугбека).
После войны, с 1948 года, как журналист, ездит по Средней Азии и Казахстану, по самым отдаленным уголкам южных республик – Каракумам и Кызылкумам, по Тянь-Шаню и Памиру.
Публиковался в газетах и журналах: «Труд», «Комсомольская правда», «Учительская газета», «Огонек», «Смена», «Нева», «Наш современник», «Звезда Востока», «Звезда».
Автор поэтических сборников: «Зеленая тяга» (1960), «Как нарисовать птицу» (1968), «Живучесть» (1972).
-------------------------------------------------
Виталий Качаев Неофициальное дополнение.
«…поэт Виталий Качаев прожил долго. Сухопарый, с глубоко запавшими тяжелыми морщинами, маленькими глазками на крупном лице, это был человек с непростой судьбой и очень сложной биографией. Его близкие друзья рассказывали, что во время войны он попал в плен. Оказавшись в концлагере, вскоре стал переводчиком и был на хорошем счету у начальства. После окончания войны, освобождения из концлагеря он почти до пятьдесят седьмого года проживал в глухих, небольших поселках Средней Азии: Туркмении, Киргизии и Каракалпакии. После выхода хрущевского постановления о помиловании бывших военнопленных Качаев поселился в Ташкенте. Некоторые утверждали, что когда он занялся литературной деятельностью, его, якобы, начали преследовать сотрудники КГБ. Обо всем этом я узнал сравнительно недавно, но все услышанное не изменило моего мнения о Качаеве. Я лично знал его как человека доброго, отзывчивого, писавшего неплохие стихи. Правда, в них было маловато души и сердца, но я склоняюсь думать и предполагать, что эти чувства были сначала опалены войной, а потом скукожились под жарким азиатским солнцем. …Я не смел и не стал судить Качаева. И кто имеет право это делать? Только он сам может определить необходимость своих действий в той или иной ситуации. Ведь правильно говорят, что «наши поступки – не что иное, как разрозненные, не сложенные между собой действия». И еще один немаловажный момент – у человека было время, много времени, чтобы во всем разобраться. Проанализировал, осознал и… занялся творчеством, и это не самое худшее, что он мог сделать…»
Сухроб Мухамедов Из книги «И в снах – мелодии джангоха. Его величество “Пятак”» (Повести. Изд. «Ижод дунёси». Ташкент. 2002 г.) ----------------------------------------
|